Социально-психологическое тестирование обучающихся

   В соответствии с Приказом Министерства образования России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» с 2014 года в Российской Федерации проводится социально-психологическое тестирование (далее СПТ).

   На современном этапе развития общества можно наблюдать рост новых социально-опасных видов и форм отклоняющегося поведения. В быстро меняющемся мире наиболее незащищенной перед социальными вызовами категорией, и в силу этого склонной к отклоняющемуся поведению, становятся несовершеннолетние. Поэтому своевременное выявление девиантного поведения несовершеннолетних выступает актуальной задачей профилактики, стоящей перед современной системой общего образования.

   Профилактика девиантного поведения подростков должна быть направлена на раннее выявление, изучение, оценку начальных признаков данного поведения и условий его формирования; прогнозирование негативных тенденций
в формировании личности. Диагностика девиантного поведения позволяет выявлять индивидуальные особенности и потенциальные возможности подростка, устанавливать особенности школьных коллективов и семьи.

   Достаточно большой информацией обладают результаты социально-психологического тестирования (далее - СПТ), помогающие увидеть личностные и социальные проблемные зоны большинства обучающихся, прошедших СПТ.

Социально-психологическое тестирование, которое проходят обучающиеся с 13 лет, ставит своей целью выявление степени вероятности вовлечения в аддиктивное (зависимое) поведение.

Методика СПТ основана на изучении:

- факторов риска возможного аддиктивного поведения;

- факторов защиты, которые будут препятствовать вовлечению в такое поведение.

   Таким образом, можно увидеть профиль каждого ученика, т.е. свойственное именно этому ученику соотношение факторов риска и факторов защиты. Выявленные факторы риска представляют из себя те проблемные зоны социально-психологического окружения, на которые нужно нацелить воспитательную и профилактическую работу в отношении именно этого конкретного обучающегося.

   По результатам изучения может быть составлена карта выявленных факторов риска для данного класса. На основании этой карты класса, можно увидеть те факторы риска, которые присущи большинству обучающихся в этом классе, а также каждому обучающемуся в отдельности. Дальнейшая воспитательная и профилактическая работа в этом классе должна строиться именно с учетом этих выявленных проблем, как со всем классом, так и индивидуально. В каждом из классов школы может быть своя специфика проблем.

   Помимо указанной группы риска в ОО методика ЕМ СПТ выявляет следующие виды:

- группа риска агрессивного поведения (отдельным видом может быть выделена группа риска приобщения к экстремистской деятельности и экстремистским организациям),

- группа риска делинквентного поведения,

- группа риска, связанная с нарушением учебной мотивации и школьной дезадаптацией (уходы с уроков, невыполнение учебных заданий, неуспеваемость).

   Важнейшим инструментом выявления и отнесения обучающегося к данным группам риска является психолого-педагогическое наблюдение, информация, которую может получить педагог от родителей, одноклассников, общественных организаций, социальных сетей. Из наблюдаемого поведения можно достаточно определенно говорить о том, к каким видам девиаций склонен конкретный обучающийся.

   При организации воспитательной и профилактической работы с обучающимися указанных групп риска опять же целесообразно учитывать личностные профили и проблемные сферы этих обучающихся, полученные в результате СПТ. Скорее всего, именно эти проблемы будут лежать в основе их поведенческих девиаций,
и именно направленность всей педагогической работы на исправление этих проблем может привести к положительным изменениям.

   ЕМ СПТ является опросником, состоит из набора вопросов и позволяет определить степень психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях, а также выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения.

   Анализ полученных данных позволяет образовательной организации понять способ взаимодействия обучающихся с обществом и выявить индивидуальные особенности их поведения, выделить обучающихся групп повышенного риска.

   Основной особенностью ЕМ СПТ является то, что она направлена на определение вероятности вовлечения обучающихся в дезадаптивные формы поведения на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, соответственно если с данной группой своевременно начать работу и устранить (минимизировать) факторы риска, способствующих возникновению дезадаптивных форм поведения, повысить факторы защиты, то повышается возможность благоприятного прогноза.

   Таким образом, ЕМ СПТ позволяет оценить не самого обучающегося, а его субъективное восприятие социально – психологических условий, в которых он находится. Исходя из этого, очевидна необходимость комплекса превентивных мер, направленных на предотвращение негативных исходов и усиление позитивных результатов развития.

   Профилактическая работа по итогам СПТ должна быть направлена на оптимизацию личностных, социальных и средовых ресурсов подростков (развитие навыков уверенного поведения, повышения и формирование адекватной самооценки, формирование компетентности в сфере взаимодействия с окружающими, навыков разрешения конфликтных ситуаций, формирования смысложизненных установок и ценностей и т.п.

   Социально-психологическое тестирование, являясь инструментом для построения адресной профилактической работы с подростками, позволяет определить индивидуальный маршрут и зоны приложения усилий специалистов, педагогов и родителей, разработать профилактическую программу аддиктивного и девиантного поведения подростков.

   Справка по итогам социально-психологического тестирования обучающихся МБОУ СОШ №35 г. Пензы